Мечеть Тобольск

Мечеть в Тобольке.

Единственная мечеть Тобольска находится в подгорной части города, в бывшей татаро-бухарской слободе. По легенде, бытующей среди горожан, построена она на деньги, вырученные от продажи золотого казана.

Жил в Тобольске на рубеже XIX и XX веков почетный бухарец, казначей Тобольского общества мусульман-прогрессистов, член учетного комитета в государственном банке, один из гостей царской семьи при праздновании 300-летия Дома Романовых, словом очень уважаемый человек, которого звали Тухтасын Сафарович Айтмухаметов. Был он заядлым охотником.

Однажды Тухтасын-хаджи, бродя с ружьем по лесу, наткнулся на охотников. Остяки варили в большом черном котле еду. Покрытый сажей казан привлек внимание потомственного торговца . Возможно, казан нес в себе какие-то орнаменты, а может быть тамгу (печать) самого хана Кучума. Кончилось все тем, что Тухтасын Сафарович уговорил остяков продать ему казан. Он отдал все имеющиеся деньги. По другой версии, охотники котел подарили.

Тухтасын-хаджи продал необычный казан, а на вырученные деньги построил две мечети - деревянную в деревне Нижние Аремзяны (она не сохранилась, сгорела в советское время) и каменную в Тобольске, на улице Большая Пиляцкая (ныне ул. Пушкина).

На самом ли деле эти мечети были построены на деньги, вырученные от продажи золотого казана, проверить сейчас практически невозможно. В некрологе же Тухтасыну Айтмухаметову, опубликованном в газете «Зауральский край» в 1915 году, говорится, что средства для строительства Тухтасын-хаджи собирал, объезжая мусульман губернии.

Городскую мечеть построили в 1890 году на месте старинной, деревянной.

Единственная мечеть Тобольска находится в подгорной части города, в бывшей татаро-бухарской слободе. По легенде, бытующей среди горожан, построена она на деньги, вырученные от продажи золотого казана.

Жил в этом городе на рубеже XIX и XX веков почетный бухарец, казначей Тобольского общества мусульман-прогрессистов, член учетного комитета в государственном банке, один из гостей царской семьи при праздновании 300-летия Дома Романовых, словом очень уважаемый человек, которого звали Тухтасын Сафарович Айтмухаметов. Был он заядлым охотником.

В те годы сразу за Уватом, на границе с нынешним Ханты-Мансийским округом, начинались остяцкие угодья, где ханты и манси добывали пушнину для царской казны.

Однажды Тухтасын-хаджи, бродя с ружьем по лесу, наткнулся на охотников. Остяки варили в большом черном котле еду. Проголодавшегося бухарца привел сюда сладкий духан, разносившийся по округе, кроме того, возле костра можно было отдохнуть от назойливых комаров.

Охотники вежливо пригласили его к трапезе. Увлекшись едой, ханты не заметили, каким пронзительным взглядом глядел на покрытый сажей казан Тухтасын. Что-то привлекло внимание потомственного торговца.

Сейчас уже никто не может точно сказать, что именно. Возможно, казан нес в себе какие-то орнаменты, а может быть тамгу (печать) самого хана Кучума. Ведь немало ходит легенд о спрятанных в Тобольском Заболотье сокровищах сибирского хана.

Остяки могли наткнуться на один из кладов и выбрать самое необходимое для кочевой жизни. Некоторые говорят, что казан, покрытый толстым слоем сажи, был из чистого золота, и об этом сразу же догадался мусульманский казначей.

Кончилось все тем, что Тухтасын Сафарович уговорил остяков продать ему казан. Он отдал все имеющиеся деньги. А их у казначея, который к тому же был членом учетного комитета в госбанке, видимо, было немало, если ханты тотчас же исполнили его просьбу. По другой версии, охотники котел подарили.

Тухтасын-хаджи продал необычный казан, а на вырученные деньги построил две мечети - деревянную в деревне Нижние Аремзяны (она не сохранилась, сгорела в советское время) и каменную в Тобольске, на улице Большая Пиляцкая (ныне ул. Пушкина).

На самом ли деле эти мечети были построены на деньги, вырученные от продажи золотого казана, проверить сейчас практически невозможно. Архивные данные на этот счет отсутствуют. В некрологе же Тухтасыну Айтмухаметову, опубликованном в газете «Зауральский край» в 1915 году, говорится, что средства для строительства Тухтасын-хаджи собирал, объезжая мусульман губернии.

Городскую мечеть построили в 1890 году на месте старинной деревянной. Надо отметить, что мечеть в Тобольске, в подгорной части, где располагалась татаро-бухарская слобода, была со времен падения Сибирского ханства. Сюда, в новый городок, срубленный письменным головой Данилой Чулковым, переселились татары с опустевшего Искера. Тут же под стенами новой столицы Сибири находилась небольшая крепость Бицик-Тура, которую со временем поглотил быстрорастущий Тобольск.

Архивные данные говорят о том, что татары и русские были очень хорошими соседями, и это не совсем нравилось церковным иерархам. Уже в 1643 сибирский митрополит Симеон послал в Москву челобитную, где писал: «Тобольского города всяких чинов жилецкие люди для своего покоя покупали в татарских юртах, что в Тобольску под горой татары и ожилися и живут с татарами вместе, где живут два татарина дворами, а меж ними живет православный христианин, а где живут в тех же татарских юртах два христианина, и меж ними живет татарин».

Митрополит предлагал выселить «магометан» из Тобольска, но добро ему из Москвы на это не было дано. Мечеть и медресе продолжали функционировать, а татары и бухарцы - жить рядом с русскими.

Исследователи Копылов и Прибыльский отмечали: «Русские и татары прекрасно уживались друг с другом. Но близкое соседство православных с мусульманами очень беспокоило церковь. Во время крестных ходов татары стояли на улицах в шапках и смо смехом наблюдали за необычным для них зрелищем, нарушали «чин» христианского богослужения. Муллы переманивали в свою веру «инородцев», принявших Православие. Не очень уверенные в религиозной стойкости своей паствы, митрополиты Павел I, Филофей Лещинский предлагали разрушить мечеть и выселить татар за пределы города. Но правительство отклоняло эти предложения».

По рассказам тоболяков, Тухтасын Айтмухаметов был всесторонне развитым человеком. Он не раз путешествовал за границей, совершал хадж в Мекку, был гласным Тобольской городской думы, вел активный и здоровый образ жизни, умывался снегом. Умер он в 1915 году и похоронен в Юртах Будолинских.

Сейчас в одном из домов мецената располагается библиотека. В этом двухэтажном доме жили старшая жена Насибжамал с тремя детьми (на первом этаже). Верхний этаж занимала вторая жена Хабибжамал с двумя детьми. Третья жена, юная Лейла, проживала в двухэтажном доме по соседству.

Тохтасын-хаджи оставил после себя одиннадцать детей. Его сын Абдулла, владевший в Турции гостиницей «Интурист», ушел из жизни в 1993 году.

В советское время Тобольская мечеть была «экспроприирована» коммунистами. В апреле 1988 года здание вернули правоверным. Сейчас здесь располагается Духовное управления мусульман Азиатской части России и Тобольское Казыятское управления, которой возглавляет выпускник Бухарского медресе «Мир Араб» Ибрагим Сухов.